«Многие компании принимают решения относительно инвестиций в производство, опираясь на давно устаревшие представления об окружающем мире. Они все еще считают, что стоимость производства в Северной Америке и Западной Европе остается высокой, а в Латинской Америке, Восточной Европе и большей части азиатских стран (особенно в Китае) — низкой», — отметил один из авторов доклада, старший партнер BCG Гарольд Сиркин. Сейчас в каждом регионе можно найти страны как с высокими, так и с низкими производственными расходами, добавил он.
Многие американские компании уже активно говорят о возврате в США производства, перенесенного ранее в Китай и другие регионы. Так уже поступили GE, Ford, Whirlpool, Google. 21% из топ-менеджеров 200 крупных производственных компаний США или уже вернули производство в страну, или планировали сделать это в ближайшие два года, сообщала BCG в январе. С 2003 года объем выпуска промышленной продукции в США вырос на 11%, сообщила The Financial Times. Тем не менее США по-прежнему испытывают дефицит внешней торговли, в то время как Германия, занимающая в рейтинге BCG седьмое место, является нетто-экспортером промышленных товаров.
Россия теряет привлекательность
Что касается России, то, несмотря на самые дешевые среди 25 стран газ и электричество, привлекательность страны для производителей снизилась. Затраты в этой области, в 2004 году составлявшие только 87% от их уровня в США, сейчас практически сравнялись с американскими (99%), в то время как производительность труда в России в пять раз ниже. В итоге по общим показателям Россия не попала в первую десятку наиболее привлекательных для производителей стран (места с 11-го по 25-е не определялись).
Вместе с Китаем, Бразилией, Польшей, Чехией Россия оказалась в группе стран, испытывающих давление на производственную конкурентоспособность. Одна из причин этого — быстрый рост изначально низких зарплат в секторе, следует из доклада BCG. Кроме того, авторы исследования отмечают, что, несмотря на привлекательный уровень прямых производственных затрат, некоторые из 25 стран «сталкиваются с проблемой вторичных факторов, влияющих на конкурентоспособность». В их числе общая деловая среда, легкость ведения бизнеса, эффективность логистики и восприятие коррупции. Россия традиционно занимает не самые высокие места в международных рейтингах, отражающих ситуацию в этой области.
|